МАГИЯ ВЕКОВ
Уважаемый гость! Зарегистрируйтесь либо войдите в свой аккаунт.
Если Вы потеряли доступ к своему аккаунту - попробуйте восставить пароль или напишите администратору на почту mvekov@inbox.ru

На нашем форуме Вы найдёте много интересных статей, а так же сможете поучаствовать в многочисленных бесплатных акциях.

С уважением, Администрация.


Join the forum, it's quick and easy

МАГИЯ ВЕКОВ
Уважаемый гость! Зарегистрируйтесь либо войдите в свой аккаунт.
Если Вы потеряли доступ к своему аккаунту - попробуйте восставить пароль или напишите администратору на почту mvekov@inbox.ru

На нашем форуме Вы найдёте много интересных статей, а так же сможете поучаствовать в многочисленных бесплатных акциях.

С уважением, Администрация.
МАГИЯ ВЕКОВ
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
МАГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ
МАГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ
Дни для работы
Дни для работы
Лунный календарь
Фаза луны - информер
Последние темы
» Диагностика по фото от Брунгильды
О формах скальдического искусства Icon_minitimeВт 1 Окт 2024 - 10:48 автор Брунгильда

» Прошу рассудить
О формах скальдического искусства Icon_minitimeСб 20 Июл 2024 - 12:15 автор LILIJTH

» Убыльница
О формах скальдического искусства Icon_minitimeСб 3 Фев 2024 - 13:45 автор Angelina76

» На получение ясновидения
О формах скальдического искусства Icon_minitimeПт 17 Ноя 2023 - 12:32 автор Angelina76

» Диагностика по фото. Трезор
О формах скальдического искусства Icon_minitimeСб 4 Мар 2023 - 20:41 автор Cosme

» Просмотрю любовную совместимость. Мама Бриджит
О формах скальдического искусства Icon_minitimeСб 4 Мар 2023 - 20:40 автор Cosme

» Оберег от казенных людей (на перец)
О формах скальдического искусства Icon_minitimeВт 14 Июн 2022 - 14:14 автор Angelina76

» Заговор на "Подход ко всякому человеку"
О формах скальдического искусства Icon_minitimeВт 14 Июн 2022 - 14:02 автор Angelina76

» На икону вашего святого от сплетен
О формах скальдического искусства Icon_minitimeВт 24 Май 2022 - 21:56 автор Ведьма Аделия

» Орешник - денег приспешник
О формах скальдического искусства Icon_minitimeВт 17 Май 2022 - 8:40 автор Angelina76

» Снять порчу через перекресток (Мансур)
О формах скальдического искусства Icon_minitimeВс 17 Апр 2022 - 15:14 автор Angelina76

» МАГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЛЯ КАЖДОГО.
О формах скальдического искусства Icon_minitimeВс 3 Апр 2022 - 15:32 автор Брунгильда

»  Помощь в трактовке и проработка раскладов ТАРО ТЕНЕЙ
О формах скальдического искусства Icon_minitimeСб 19 Мар 2022 - 15:33 автор Marieem

» МОЛИТВА СВЯТОМУ КИПРИЯНУ ОТ ПОРЧИ
О формах скальдического искусства Icon_minitimeВс 19 Дек 2021 - 22:32 автор Раданира

» Негативная энергетика вещей
О формах скальдического искусства Icon_minitimeПн 4 Май 2020 - 20:37 автор Раданира

» Огненная колесцница Бога Рода. НЛО и православие славянское. Инопланетяне это Боги древности...
О формах скальдического искусства Icon_minitimeПт 1 Май 2020 - 13:47 автор Welix8

» ПОСВЯЩЕНИЕ НА РАСКРЫТИЕ РОДОВОЙ СИЛЫ
О формах скальдического искусства Icon_minitimeПт 1 Май 2020 - 0:36 автор Yuriy_D

» Магическая помощь и услуги.
О формах скальдического искусства Icon_minitimeВт 14 Апр 2020 - 14:19 автор Лукас

» 4 сильных заговора от порчи
О формах скальдического искусства Icon_minitimeПт 10 Апр 2020 - 20:57 автор Владлена

» Представьтесь, пожалуйста! Кто вы и откуда?
О формах скальдического искусства Icon_minitimeСр 8 Апр 2020 - 13:15 автор Владимир Дар Хаоса

» Пунья-Карма или Благочестивая деятельность.
О формах скальдического искусства Icon_minitimeПн 30 Мар 2020 - 20:51 автор Раданира

» Правила. Обязательно к прочтению!
О формах скальдического искусства Icon_minitimeСр 4 Мар 2020 - 20:18 автор Владлена

» ЦИФРОВАЯ МАГИЯ: ЗАГОВОРЫ НА ВСЕ СЛУЧАИ ЖИЗНИ
О формах скальдического искусства Icon_minitimeСр 12 Фев 2020 - 8:05 автор Раданира

» ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ:
О формах скальдического искусства Icon_minitimeПн 10 Фев 2020 - 15:32 автор элиф

» С католическим Рождеством!!
О формах скальдического искусства Icon_minitimeВт 24 Дек 2019 - 20:43 автор Гаятри

» Заклинания на странном языке Freelhara...
О формах скальдического искусства Icon_minitimeПт 15 Ноя 2019 - 11:50 автор Vagerina

» Выходы из тела -- есть шанс не вернуться!!!! ...
О формах скальдического искусства Icon_minitimeВт 5 Ноя 2019 - 3:26 автор barbarella

» Чистка через соль
О формах скальдического искусства Icon_minitimeСб 17 Авг 2019 - 14:44 автор Angelina76

» Молитва Собору и 12 апостолам, оберегающая от проблем и беды
О формах скальдического искусства Icon_minitimeСб 17 Авг 2019 - 14:26 автор Angelina76

» Присушка на воск "Коханого причарувати" (укр)
О формах скальдического искусства Icon_minitimeСб 17 Авг 2019 - 7:18 автор Angelina76

» Любовный заговор на свечу
О формах скальдического искусства Icon_minitimeВс 28 Июл 2019 - 22:43 автор vitalii.barladyn

» Как тзбавиться от панической атаки? 7 способов.
О формах скальдического искусства Icon_minitimeВт 9 Июл 2019 - 2:00 автор Гаятри

» Для тех кто хочет работать на форуме.
О формах скальдического искусства Icon_minitimeПт 24 Май 2019 - 15:41 автор Меган

» Проводится набор модераторов на форум!
О формах скальдического искусства Icon_minitimeПт 24 Май 2019 - 15:11 автор Меган

» Энергетические свойства трав
О формах скальдического искусства Icon_minitimeСр 22 Май 2019 - 19:20 автор Beatrice

» Техника слушания тонких существ
О формах скальдического искусства Icon_minitimeВс 19 Май 2019 - 5:53 автор Beatrice

» Став для Ясновидения, яснослышания, обращения к Богам на прямую, для получения Магической Силы. Автор: Maxnamara
О формах скальдического искусства Icon_minitimeПн 15 Апр 2019 - 19:28 автор lti

» Индивидуальный рунический код.
О формах скальдического искусства Icon_minitimeЧт 11 Апр 2019 - 11:38 автор VioLa56

» Заговор на еду от пьянства
О формах скальдического искусства Icon_minitimeЧт 28 Мар 2019 - 13:45 автор Гэлла

» Продиагностирую Вас на магический негатив по фото! - Анасса Энери
О формах скальдического искусства Icon_minitimeПт 15 Мар 2019 - 13:45 автор Bumblbee

» Что такое доброта и как стать добрее?
О формах скальдического искусства Icon_minitimeПн 4 Мар 2019 - 6:10 автор Beatrice

» Важно! Опрос. Чтобы вы хотели получать нашем форуме? Какие темы и знания для вас интересны и актуальны?
О формах скальдического искусства Icon_minitimeПн 4 Мар 2019 - 5:50 автор Beatrice

» Ритуал "Вода исполняет желания"
О формах скальдического искусства Icon_minitimeПн 4 Мар 2019 - 5:45 автор Beatrice

» Какая карта Таро является вашим отражением? Тест
О формах скальдического искусства Icon_minitimeПн 4 Мар 2019 - 5:42 автор Beatrice

» Гадание на ТАРО
О формах скальдического искусства Icon_minitimeСр 30 Янв 2019 - 12:01 автор Beatrice

» Набор на Курс "Введение в Таро"
О формах скальдического искусства Icon_minitimeВс 27 Янв 2019 - 18:20 автор Маргарита Булгакова

» Видео медитации для привлечения денег и денежной удачи
О формах скальдического искусства Icon_minitimeЧт 24 Янв 2019 - 12:14 автор Beatrice

» С Крещением Господним!!!
О формах скальдического искусства Icon_minitimeПт 18 Янв 2019 - 23:35 автор Гаятри

» Отзывы о Курсе"Введение в Таро"
О формах скальдического искусства Icon_minitimeВс 13 Янв 2019 - 15:52 автор barbarella

» Видео мантры
О формах скальдического искусства Icon_minitimeСб 12 Янв 2019 - 1:10 автор Гаятри

» Лууле Виилма. Причины болезней. Таблица
О формах скальдического искусства Icon_minitimeСр 9 Янв 2019 - 19:41 автор Гаятри

» С Рождеством Христовым!
О формах скальдического искусства Icon_minitimeВс 6 Янв 2019 - 20:43 автор Гаятри

» СЧАСТЛИВОГО НОВОГО ГОДА!!!!!!!
О формах скальдического искусства Icon_minitimeПн 31 Дек 2018 - 7:05 автор Beatrice

» Набор и запись на ритуалы перед Новым Годом
О формах скальдического искусства Icon_minitimeСр 19 Дек 2018 - 19:13 автор Admin

» Выходят ли души из людей после смерти?
О формах скальдического искусства Icon_minitimeСр 12 Дек 2018 - 6:45 автор Beatrice

»  Душа Рыбы 19.02-20.03
О формах скальдического искусства Icon_minitimeСр 12 Дек 2018 - 6:39 автор Beatrice

» Пословицы и поговорки ведьм
О формах скальдического искусства Icon_minitimeСр 12 Дек 2018 - 6:30 автор Beatrice

» Обезьянья линия
О формах скальдического искусства Icon_minitimeСр 12 Дек 2018 - 6:19 автор Beatrice

» Диагностика и снятие негатива с помощью спичек
О формах скальдического искусства Icon_minitimeСб 8 Дек 2018 - 18:44 автор Гаятри

» Набор на энергетический практику + самонастройка "Хрустальная стена" Снятие блоков.
О формах скальдического искусства Icon_minitimeСр 5 Дек 2018 - 20:14 автор lti

» Изгнание нечистого духа из тела человека
О формах скальдического искусства Icon_minitimeСб 24 Ноя 2018 - 12:49 автор barbarella

» Желания Мертвых
О формах скальдического искусства Icon_minitimeСб 24 Ноя 2018 - 6:44 автор Beatrice

» КОЛЛЕГИ ДЕДА МОРОЗА
О формах скальдического искусства Icon_minitimeСб 24 Ноя 2018 - 6:16 автор Beatrice

» Кто вы и от куда? Знакомимся
О формах скальдического искусства Icon_minitimeПт 23 Ноя 2018 - 19:02 автор Гаятри

» что такое симорон?
О формах скальдического искусства Icon_minitimeПт 23 Ноя 2018 - 4:18 автор Beatrice

» 2019 год-год Парящего Орла по славянскому гороскопу
О формах скальдического искусства Icon_minitimeВт 20 Ноя 2018 - 3:29 автор Гаятри

» Кладбище "зовет"!
О формах скальдического искусства Icon_minitimeПн 19 Ноя 2018 - 1:27 автор Beatrice

» Чакры и периоды жизни
О формах скальдического искусства Icon_minitimeПн 19 Ноя 2018 - 1:19 автор Beatrice

» Волшебный стол заказов и исполнения желаний!
О формах скальдического искусства Icon_minitimeСб 17 Ноя 2018 - 8:31 автор Beatrice

» ВЕСЕЛЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ МАГИЧЕСКИХ УСЛУГ
О формах скальдического искусства Icon_minitimeЧт 15 Ноя 2018 - 14:09 автор Beatrice

»  МК"Ведьмина бутылка"
О формах скальдического искусства Icon_minitimeЧт 15 Ноя 2018 - 13:56 автор Beatrice

» 12 правил формулировки желаний
О формах скальдического искусства Icon_minitimeСр 14 Ноя 2018 - 15:03 автор Beatrice

» ОТЧЕГО КЛАДБИЩЕ ДЕНЕГ НЕ ДАЁТ
О формах скальдического искусства Icon_minitimeСр 14 Ноя 2018 - 14:50 автор Beatrice

» Набор на энергетический практику + самонастройка "Деньги. Денежная энергия внутри каждого"
О формах скальдического искусства Icon_minitimeВт 6 Ноя 2018 - 14:38 автор Beatrice

» Магия Мысли
О формах скальдического искусства Icon_minitimeВт 6 Ноя 2018 - 13:17 автор Beatrice

»  Ежедневный уход: увлажнение
О формах скальдического искусства Icon_minitimeСб 3 Ноя 2018 - 15:08 автор Beatrice

» Ваша библиотека. Магия свечей. Обряды очищения и защиты. Дмитрий Невский
О формах скальдического искусства Icon_minitimeСб 3 Ноя 2018 - 15:03 автор Beatrice

» Ментальная Магия.
О формах скальдического искусства Icon_minitimeВс 28 Окт 2018 - 12:09 автор Гаятри

» Ваша судьба, кармические долги. Нумерология + Таро.
О формах скальдического искусства Icon_minitimeСр 24 Окт 2018 - 2:17 автор Beatrice

» Древние Символы, которые можно использовать в талисманах
О формах скальдического искусства Icon_minitimeЧт 18 Окт 2018 - 8:21 автор Лукас

»  Восковые отливки: фигуры и знаки, которые выливаются на воск. Отливание.
О формах скальдического искусства Icon_minitimeПн 8 Окт 2018 - 19:08 автор Шека

» Отчитка от порчи
О формах скальдического искусства Icon_minitimeЧт 27 Сен 2018 - 18:36 автор barbarella

» ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА. ДЕНЬГИ, ДЕНЕЖНАЯ ЭНЕРГИЯ. СОВЕТЫ ПО УХОДУ ЗА КОШЕЛЬКОМ.
О формах скальдического искусства Icon_minitimeСб 22 Сен 2018 - 18:33 автор Гаятри

» Побочные эффекты осознанности
О формах скальдического искусства Icon_minitimeСб 8 Сен 2018 - 23:55 автор Beatrice

» После предательства мы выходим на новый энергетический уровень
О формах скальдического искусства Icon_minitimeСб 8 Сен 2018 - 5:54 автор Гаятри

» Гурджиев. Закон Трех
О формах скальдического искусства Icon_minitimeСб 1 Сен 2018 - 8:55 автор Beatrice

» "Экспресс-анализ ситуации" от Маргариты Булгаковой
О формах скальдического искусства Icon_minitimeЧт 30 Авг 2018 - 13:24 автор Маргарита Булгакова

» Современная интерпретация концепции Пустоты в Буддизме
О формах скальдического искусства Icon_minitimeВт 28 Авг 2018 - 17:55 автор Гаятри

» Мы есть то, что говорим
О формах скальдического искусства Icon_minitimeВт 28 Авг 2018 - 17:24 автор Гаятри

» Исцеление мыслей
О формах скальдического искусства Icon_minitimeВт 28 Авг 2018 - 17:18 автор Гаятри

» Из-за каких гормонов у нас стоит вес на месте или, наоборот, увеличивается
О формах скальдического искусства Icon_minitimeВс 26 Авг 2018 - 6:41 автор Beatrice

» ОБЩЕЕ МАГИЧЕСКОЕ ПОСВЯЩЕНИЕ
О формах скальдического искусства Icon_minitimeВт 21 Авг 2018 - 21:33 автор VioLa56

» 3 способа очищения от негатива
О формах скальдического искусства Icon_minitimeВт 21 Авг 2018 - 7:11 автор Beatrice

» «Сон Богородицы» — это известный в народе молитвенный оберег
О формах скальдического искусства Icon_minitimeПн 20 Авг 2018 - 2:17 автор Гаятри

» Изменяем судьбу в день рождения и в первые 12 дней после него
О формах скальдического искусства Icon_minitimeПн 20 Авг 2018 - 2:13 автор Гаятри

» Информация и запись в школу.
О формах скальдического искусства Icon_minitimeВс 19 Авг 2018 - 11:50 автор Глория

» Подборка. Порчи поганые, тёмные, разрушающие.
О формах скальдического искусства Icon_minitimeЧт 16 Авг 2018 - 2:05 автор Дурга

» ЕСЛИ ПРЕСЛЕДУЮТ НЕУДАЧИ
О формах скальдического искусства Icon_minitimeПт 10 Авг 2018 - 13:12 автор Гаятри

» Став разрушающий "Если жмет корона"
О формах скальдического искусства Icon_minitimeЧт 9 Авг 2018 - 2:39 автор Дурга

Кто сейчас на форуме
Сейчас посетителей на форуме: 97, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 97 :: 2 поисковых систем

Нет

[ Посмотреть весь список ]


Больше всего посетителей (544) здесь было Чт 10 Окт 2024 - 3:18
Статистика
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика

О формах скальдического искусства

Перейти вниз

О формах скальдического искусства Empty О формах скальдического искусства

Сообщение автор Трезор Вт 18 Ноя 2014 - 12:32

Культ формы имел в ту эпоху глубокий смысл.
Одна из погребальных рунических надписей IX в. (Sparlösa-stenen) заканчивается угрозой: «А тот, кто испортит эти знаки, да будет отверженцем, погрязшим в извращениях, известным всем и каждому». В надписи, которую мастер высекал на камне, увековечивалась память покойного. Надпись не просто сообщала некоторые сведения о нем или об обстоятельствах его гибели, но, судя по всему, и сама казалась скандинавам воплощением, овеществлением его посмертной славы. Поэтому считали, что «порча рун», вместе с искажением информации, наносит и прямой ущерб покойному, грозит обратить его славу в бесславие.

Устное слово, свидетельствуя об актуальных событиях, было способно, подобно надписи на камне, увековечить память об этих событиях и прославить тем самым конунга в потомках. Но для этого было необходимо облечь слово в обладающую особыми свойствами форму. Изъяны формы в хвалебных висах (каковых большинство в «Круге Земном») оскорбляли не только слух, но и достоинство конунга, умаляли его славу. Конунг Кнут Могучий имел все основания гневаться, когда скальд Торарин Славослов сочинил в его честь флокк вместо драпы[8], и, только находчиво исправив свою оплошность, скальд «выкупил» голову, как об этом рассказывается в главе CLXXII «Саге об Олаве Святом».

Правильность скальдической формы — это, во-первых, следование великому множеству правил. Чем более замысловатыми были эти правила, тем надежнее предохранялась виса «от порчи» и тем большие требования предъявлялись к мастерству скальда. Отсюда понятна необыкновенная консервативность скальдической традиции, которая оставалась почти неизменной на протяжении более чем полутысячелетия.

Вместе с тем, чтобы стать действенной, форма должна была создаваться в каждой висе заново, т. е. выявлять индивидуальное мастерство скальда. Сочинение висы утверждало славу не только того, кому виса предназначалась, но было и актом самоутверждения. Поэтому сочинение вис нередко приобретало форму соперничества, и скальды, как это видно из многих эпизодов «Круга Земного», были склонны ревниво относиться к своим заслугам.

И, наконец, скальдическая форма была призвана не обнаруживать смысл висы, а с помощью особых приемов скрывать его. Тем самым обыденное содержание обретало присущую сокровищам ценность. Такое содержание должно было разгадываться, что требовало от слушателя немалого напряжения, делая его сопричастным скальдическому творчеству.

Эти стороны скальдической формы соединялись в ней на трех ее уровнях — в стихосложении, фразеологии и синтаксисе.

В этом тройном заслоне скальдической формы стихосложение идет первым не только из-за относительной простоты своих единиц, но и потому, что законы стихосложения отличались особой непреложностью. В «Круге Земном» встречаются разные скальдические размеры, но наиболее распространенным и, вместе с тем, наиболее типичным из них является трехударный размер дротткветт, описанием которого мы и ограничимся.

В его строках шесть слогов, три из которых занимают ударные, а три — безударные позиции, причем первый слог в строке чаще ударный, а последний всегда безударный:

Ужа́с мно́жа, ве́лий
По́лк ты вёл по Фьо́ну…

Начнем с того, что при постоянном числе слогов в строке и постоянном ее окончании любое отступление от схемы, влечет за собою столкновение ударений, и это придает многим строкам дротткветта ломаный, спотыкающийся ритм, нетипичный : «За́дали. Ты́, ра́тник; Э́гдира гри́дь кня́жья; То́рд с О́лавом рядом; Бежа́ть, все пожи́тки.

Стих остается трехударным и тогда, когда его строки состоят из двух слов (правда, в подлиннике это чаще всего бывает в тех случаях, когда одно из слов — сложное), и тогда, когда в них скапливается по четыре (или даже больше) полнозначных слова. Так необходимо произносить стих и в переводе:

Шёл, вождь, я́р, вдоль бо́рта.
Все́х бил, се́я у́жас.

Но самое удивительное — это предусмотренные дротткветтом «передвижки ударений». В некоторых случаях может ломаться даже словесное ударение: стих перебарывает язык и навязывает ему свой, искусственный и отъединяющий ритм от смысла, узор.

Аллитерацией в германском стихе называется созвучие предударных согласных, которые в древнескандинавском почти всегда бывают одновременно начальными в слове и принадлежат корню. По законам скальдического стихосложения в нечетных строках должны аллитерировать два слога, а в четном один. Аллитерация традиционна для германского стиха, скрепляя, по словам Олава Тордарсона Белого Скальда (племянника Снорри Стурлусона), строки в двустишии, подобно тому «как гвозди скрепляют корабль»: Ведет струг по стогнам / Спрутов вождь, пронесший.

В соответствии с правилами скальдического стихосложения, ударные гласные совпадают только в четных строках (aðalhending — главная, полная рифма), в то время как в нечетных строках их совпадение считается изъяном формы. Таким образом, скальдическая внутренняя рифма не уподобляет строку строке, а противопоставляет строки, скрепляя их изнутри, подчеркивая качественные между ними различия:

Бросил полтораста
Боевых — там вспыхнул
Бунт железный — конунг
Саней бухт на данов.

В нижеследующих примерах все выделенные звуки принимают участие в разного рода звуковых повторах:

Чтоб мир купить, рати,
Не скупясь — пляс копий…

Взгляду любу киль возле
Сикилей — сколь весел…


Богатство словаря скальдов не имеет себе равных в древней поэзии. В целом скальдическая лексика заметно выделяется на фоне древнеисландской прозы своей архаичностью: это и не удивительно, если мы примем во внимание, что благодаря жесткой стихотворной форме язык скальдических стихов почти не повергался изменениям в устной передаче. Среди архаизмов в словаре скальдов есть вместе с тем и такие, которые, по всей вероятности, вышли из повседневного употребления задолго до эпохи викингов и сохранялись только в языке поэзии. Но скальд черпает отовсюду: владея словами глубочайшей древности, он не гнушается и самой обыденной лексикой. Мастерство скальда не в последнюю очередь проявляется и в языкотворчестве, в умении использовать, не истощая, все те возможности, которые дает словообразовательная система языка.

Неисчислимое (ибо пополняемое каждым скальдом) множество поэтических синонимов («хейти») служило здесь для обозначения всего двух-трех десятков переходящих из висы в вису понятий, таких, как мужчина, женщина, корабль, море, битва, меч и им подобных (ниже они называются «ключевыми»). Выбирая тот или иной синоним или придумывая новый, скальд сообразовывался не с теми стилистическими оттенками, которые были присущи данным словам как единицам лексических систем, а только с их фонетическими свойствами, необходимыми для построения метрических и звуковых орнаментов. Более того, поэтическая синонимика упраздняет, — конечно, в заданных традицией пределах, — и различия между словами, не вполне тождественными по своему понятийному значению. Поэтому и в переводе «жена, дева, девушка, невеста» и даже «сноха» и «вдовица» совершенно равноправны и все служат просто обозначением женщины (Глядят вслед лососю/ Рвов из града вдовы = Женщины смотрят из города вслед кораблю «Змей»). Переводчик счел себя вправе использовать в качестве хейти и любые редкие или устаревшие слова, полагая, что, регулярно воспроизводясь в одном ряду с обиходной лексикой, такие слова станут в конце концов привычными и будут восприниматься не столько как примета торжественного стиля, сколько как формальная замена простых слов (например, «пря, битвище» вместо «битвы»).

Кеннинги, т. е. особым образом построенные стихи, служащие для иносказательного обозначения все тех же ключевых понятий, — это поистине венец скальдического стиля. Но именно поэтому они с наибольшим трудом воспринимаются современным читателем. Самое трудное здесь состоит не в их расшифровке,трудно отказаться от воспитанной всем нашим поэтическим опытом потребности видеть в них образ — в одних случаях традиционно поэтический («конь моря», «спор клинков»), в других как бы нарочито сниженный («колода ожерелий» = женщина, «лыжи жижи» = корабль). Между тем, скальдические кеннинги, как правило, совершенно условны, и даже в тех из них, которые восходят к традиционной поэтической метафоре, образ низведен до шаблона, в соответствии с которым «порождаются» новые кеннинги.

Связи между ключевыми понятиями бывают обратимыми: битва — это «спор мечей», но мечи — «палицы битвы»; море — это «дорога корабля», но корабль, в свою очередь, — «конь моря». В висах не возбраняются многочленные кеннинги, развертывающиеся по кругу. Так, в кеннипге «посох оплота непогоди ратных крыш» последние четыре слова служат обозначением щита, но «ратные крыши» в его определении — это тоже щиты.

Однако отнюдь не все ключевые понятия связаны между собой обратимыми связями, так как отношения между ними часто неравноправны. Понятие мужчина, например, может быть зашифровано посредством самых разнообразных кеннингов, но ему не свойственно быть определением в кеннингах, зашифровывающих другие ключевые понятия. Можно, например, обозначить мужа как «посох битвы», но битва никогда не обозначается, как, скажем, «ссора мужей». Таким образом, это и подобные понятия образуют вершину системы, и именно к ним относится большинство самых длинных кеннингов.

Напротив, такое понятие, как змея = змей чаще всего встречается именно в качестве определения, прежде всего внутри кеннингов золота (змей Фафнир охранял золотой клад, которым затем завладел Сигурд), называемого «ложем (= периной, подстилкой, землей…) змеи». Можно развернуть этот кеннинг, обозначив змею, например, как «обод обочин» или «спрут рытвин», но дальше ни один из полученных кеннингов развернуть нельзя, поскольку все перифрастические обозначения змеи строятся на понятиях, не принадлежащих к ключевым, т. е. являются закрытыми.

В «Саге об Олаве Святом», например, встречаются (в подлиннике) кеннинги «Фрейр битвы» (муж), «радость жены Хедина» (битва; «жена Хедина» — валькирия, «костер Одина» — меч), «Фрейр росы Драупнира» (муж; Драупнир — кольцо Одина; его роса — золото). Подобные им кеннинги придуманы и для перевода.

Как бы громоздки и условны не были иные из кеннингов, основное затруднение при чтении вис создают не они, а скальдический синтаксис. И в данном случае мы снова можем видеть, как приемы поэтической техники, встречающиеся в поэзии других эпох и других народов, абсолютизируются в скальдической поэзии, доводятся до небывалой изощренности, становясь частью целостной и по-своему совершенной системы.

С фразой скальд поступает так же, как со звуком и словом: он строит из нее орнамент, противоречащий ее прямому назначению — служить выражением смысла. Смысл благодаря этому открывается посвященному в скальдическое ремесло не непосредственно из слов, стоящих в определенном порядке, а вопреки этим словам и этому порядку: до него доискиваются в хитросплетениях скальдической формы.

Говоря о необыкновенной сложности скальдического поэзии, заметим, что сложность состоит не в самом построении предложений: те два-три предложения,напротив, как правило, предельно просты. Например, дружинник конунга Харальда Сурового сообщает: «Как видно, мы причинили ущерб Свейну. Я был в конце ночи в окрестностях города. Из домов рвалось высокое пламя». Но в скальдической висе, из которой взяты эти фразы, каждая из них превращена как бы в отдельную прядь, которая сплетена с другими такими же прядями в целостный рисунок: «Как видно, мы причинили Свейну — я был в конце ночи — рвалось высокое пламя из домов — ущерб — в окрестностях города».

Каждое полустишие — это свой такой рисунок, удивительно напоминающий «плетенку» — непременный компонент скандинавского орнамента эпохи викингов. В результате слова, связанные друг с другом по смыслу, оказываются принадлежащими разным строкам и, напротив, в строке соседствуют слова из разных фраз — прядей. Этот разрыв и переплетение фраз ощущается тем сильнее, чем крепче построена сама строка: внимание должно одновременно охватывать оба, пересекающих и опровергающих друг друга, рисунка — фонетический (соответствующий строкам) и смысловой (заполняющий всю полустрофу).

(по материалам О. А. Смирницкая "О поэзии скальдов в «Круге Земном» и её переводе на русский язык")
Трезор
Трезор
Мистик
Мистик

Мужчина Сообщения : 2283
Благодарностей : 579
Дата регистрации : 2014-05-21
Настроение : Отличное!:)
Комментарии : Моя почта - mrranner@mail.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения