Дни для работы
Последние темы
Кто сейчас на форуме
Сейчас посетителей на форуме: 46, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 46 :: 3 поисковых системНет
Больше всего посетителей (544) здесь было Чт 10 Окт 2024 - 3:18
Самые просматриваемые темы
УЧИТЕЛЬ И ПОДРОСТОК
Страница 1 из 1
УЧИТЕЛЬ И ПОДРОСТОК
Учителю ничуть не проще справиться с проблемой подростков, чем родителям. Проблема эта как правило, базируется на принудительном школьном попечительстве.
Эдгар Фриденберг заявил, что школа должна регулировать поведение, и наделил школы силой закона. Школы теперь обладают полномочиями подвергать цензуре школьные газеты, запрещать спорные диспуты, контролировать ассоциации, накладывать ограничения на стиль одежды и причесок. В кого в такой ситуации превращается учитель?
Фриденберг уверяет нас, что на самом деле подросток не бунтует против учителей, а лишь разочарован и безразличен. Назвать подростка бунтарем, считает Фриденберг, - значит предположить, что авторитеты, против которых он бунтует, хотя и неприемлемы для него, но законны с его точки зрения.
Отношение к школе и учителям наиболее недовольных подростков похоже на разочарование Алисы в Стране Чудес, которая заявляет беспорядочным и претенциозным созданиям: “Вы всего лишь колода карт!” То, что подросток безразличен или разочарован, иллюстрируется его постоянным заявлением: “Все это ерунда”. Наши подростки слишком сильно сориентированы на своих сверстников, и в этих условиях образование не такая уж ценность для них.
Разочарование в учебе может наступить и потому, что учителя слишком мало их уважают. Ведь большинство учителей считают, что юность - это что-то полувзрослое, нуждающееся в надзоре и заслоне от неприятностей.
“Учителя фальшивы,- сказал один подросток на заседании школьного совета, - они говорят, что заботятся п нас но мы им нужны для того лишь, чтобы они могли выглядеть хорошими. Они озабочены нашим поведением, поскольку оно отражается на процессе обучения, но на самом деле им на нас наплевать”.
Думаю, каждому учителю надо прислушаться к этим словам, несмотря на то что они чересчур категоричны.
Иначе ваши ученики обязательно станут ловкачами. Самые распространенные формы школьного ловкачества таковы:
1. Столкнуть родителей и учителя.
“Моя мать говорит, что это глупое задание”, “Я не мог сделать домашнее задание, потому что вчера у нас были гости”, “Мой отец считает, что это пустая трата времени”.
2. Беспомощность.
“Я не могу, у меня не получается, помогите мне, пожалуйста”.
3. Болезнь.
Частое обращение к врачу, особенно во время контрольных работ.
4. Лесть.
“Вы самый хороший учитель из всех, кого я знаю”, “Вы так интересно рассказываете, мне все-все понятно”.
5. Настроить одного учителя против другого.
У учителей тоже выработана четкая система манипуляций, с помощью которых они защищаются.
1. Система доносов.
Воспитатели частенько приучают детей к тому, чтобы они шпионили друг за другом и докладывали учителю, кто курит, кто ругается, кто хулиганит.
2 Система любимчиков.
Учителю спокойнее, когда среди учеников есть “свои”, которых он купил тем, что сделал из них фаворитов, доверенных лиц. Им можно поручать наиболее ответственные дела, награждать их за хорошее поведение.
3. Создание атмосферы неизвестности.
С трудными подростками легче справляться, если держать их в состоянии беспокойства по поводу того, переведут их в следующий класс или нет. Учителю остается только постоянно создавать угрозу того, что их не переведут.
4. Унижение.
Трудные дети “платят” за свои грехи тем, что их регулярно выставляют на посмешище, доказывая окружающим, что они дураки, неучи и хамы.
5. Оценка как наказание.
Наказание ребенка тройкой или двойкой лишает его привилегированного положения в классе; наказание неудовлетворительным поведением заставляет его оставить занятия в атлетическом клубе или спортивной секции. “Тройка” вместо “четверки” лишает ребенка определенных привилегий. “Двойка” вместо “тройки” создает угрозу того, что его оставят на второй год. (Кстати, плохие отметки держат под контролем не только детей, но и их родителей.)
6. Нелестные сравнения.
Можно бесконечно ставить ребенку в пример его старших сестер и братьев, говоря, что вот они-то были хорошими, а он-то - совсем наоборот. Один из наиболее самолюбивых подростков на моей памяти всю свою школьную жизнь догонял круглые пятерки старшей сестры. Все дети, у кого есть братья или сестры, вынуждены работать с довеском такого рода.
Конформизм и активный контроль - это ценности среднего учителя. И труднее всего им приходится с творческими детьми, способности которых выше среднего. Как правило, эти дети характеризуются тем, что носятся с дикими и неуправляемыми идеями, пытаются продуцировать свои идеи нестандартными способами; не пользуются проторенными дорожками; им свойственны юмор, игривость, свобода в проявлениях. Как правило, именно такие дети оставляют впоследствии заметный след в жизни, а тихони, послушные учительские любимчики остаются серыми и незаметными.
Обучение, которое помогло бы ученикам развить их творческие способности, должно опираться на взаимный интерес учителя и ученика.
УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКИ
Класс - одно из самых подходящих мест для манипуляции. Основная причина в том, что школьные администраторы прежде всего настаивают на поддержании дисциплины. А контроль над другими, как мы уже видели, низводит человеческие существа до положения вещей. И любые Джон и Мэри, родившиеся с нормальным запасом человеческих чувств, превращаются в элементы набора “учеников” средней дневной посещаемости.
Как только детей начинают усреднять, загонять в определенные рамки и навязывать им жесткие правила, они немедленно начинают протестовать. Дети вообще склонны противостоять контролю, а в школе - особенно. Мы все помним таких “неподдающихся” - бунтарей, головорезов, непослушных со времен наших школьных лет. Как правило, они-то и запоминаются на всю жизнь. Мы даже помним их имена, а попробуйте-ка вспомнить имя какого-нибудь тихого и послушного отличника? Мы помним также их приемы, с помощью которых они пытались противостоять бесконечному школьному контролю. Помним мы и приемы учителей, с помощью которых они наводили порядок в классе и воздействовали на возмутителей спокойствия: пристальный взгляд, резкое замечание, наказание, угроза вызвать родителей в школу, изоляция (выгнать из класса или отставить стол нарушителя в сторону), вызов к директору, издевки и т.д. Все эти приемы, как мы видим, негативны и носят приказной, принудительный характер. Они направлены на взращивание конформизма, а отнюдь не творчества. Печально, что вместо стимулирования изобретательности, продуктивности, любви к новому и неизвестному манипулятивное поведение учителей приводит к противоположному результату. В этом - устойчивый парадокс современного положения в области образования.
Мы привыкли смотреть на проблемы с поведенческой точки зрения: какую бы ситуацию мы ни обсуждали, во главе угла всегда “кто и как себя ведет”. При этом мы упускаем нечто чрезвычайно важное. Правильнее было бы рассматривать проблемы с точки зрения интереса.
Хорошо известно, что интерес школьника к школе стремительно падает, и каждый следующий год несет существенное уменьшение этого интереса. Что это значит? Может быть, школа становится менее интересной? Или жизнь за стенами школы - более интересной? Или учителя не так увлекательно преподают свои предметы?
Думаю, что все это верно, и можно назвать еще сотню причин.
Давайте подойдем к двери любого класса и послушаем, как и о чем разговаривают учителя с учениками.
Ученик: Где больше муравьев - внутри или снаружи?
Учитель: Я никогда их не спрашивал. Займись делом.
Студент: Я думаю, какую тему взять для статьи: “Школа и правонарушения малолетних” или “Психика преступников”?
Профессор: Любая отвечает требованию. Решайте побыстрее.
Ученик: А почему здесь двойное сочленение?
Учитель: Мы займемся этим завтра. Сегодня мы изучаем мускулы.
Ученик: У нас есть кошка, которая выгибает спину и шипит, когда кто-то проходит мимо ее котят.
Учитель: Сейчас меня интересуют не кошка, а защитная расцветка птиц
Во всех этих разговорах учитель проявил себя как безнадежный манипулятор. Он ни разу не воспользовался заинтересованностью своих учеников. Учитель-актуализатор всегда отождествляет свой ответ с интересом ребенка, даже тогда, когда он кажется не относящимся к теме урока или к предмету вообще. Наш - манипулятивный - учитель интересы детей считает неважными и глупыми. И тем самым отбивает у детей интерес к школе вообще. А значит — роет себе яму. Поэтому мне хотелось бы предложить учителям несколько подходов к своей работе, которые могут помочь им в их нелегком деле.
1. Наберитесь терпения, чтобы понять вопрос. Во время дискуссии мы имеем обыкновение не слушать собеседника, поскольку в интервале, когда говорит он, мы обдумываем, что скажем дальше. Поэтому диалоги современных людей правильнее было бы назвать параллельными монологами.
При обучении эта тенденция приводит к прерогативе лекций, посвященных тому вопросу, которого пока еще никто не задал. Как бы ни ликовал учитель, читая такую лекцию, у учеников все равно останется чувство “чего-то не того”.
Поэтому обязательно надо позволять ученикам задавать вопросы и обязательно надо отвечать на них. Хорошо при этом может выглядеть просьба повторить вопрос или признание: “Извините, я не понял”. Во всем этом чувствуется уважение к ученикам, и они это очень ценят.
2. Вопрос, как правило, заслуживает большего, чем ответ.
Существует странная теория, превалирующая в нашем, заезженном экспертами обществе. Она состоит в том, что вопрос заслуживает только точного ответа. Авторы этой теории почему-то допускают, что отвечающий абсолютно точно и полно понял того, кто задал ему вопрос. Это несусветная глупость. На деле каждый из нас имеет тенденцию слишком доверять собственному здравому смыслу. Это верно и для преподавателей. И ответ, как правило, бывает уже вопроса. Поспешный ответ ограничивает, обедняет обучение; сужает ту его область, которая была очерчена вопросом.
3. Завышенная готовность немедленно ответить усиливает опору на внешний опыт и отучает смотреть внутрь.
Эксперты необходимы, и порой мы не можем без них обойтись. Но студенты так рано перестают думать, рассуждать самостоятельно в основном из-за того, что им ПРОЩЕ спросить кого-то, кто знает, нежели искать ответ самим и думать над ним. Будучи полностью удовлетворенными ответами других, они привыкают не полагаться на свои способы решения проблемы.
Да, ответы, приходящие слишком кстати, могут стать непреодолимой преградой на пути к прогрессу тех, кто учится, и свести на нет их стремление найти руководство в самих себе.
4. Вопрос задают не всегда для того, чтобы получить ответ.
Однажды школьник спросил учителя: “Отчего бывает гром?” После того как учитель закончил объяснение динамики электрических бурь, мальчик уверенно заявил: “Это неправда. Мой отец говорит, что гром гремит из-за трактора”. Ситуация тупиковая, но ее можно было бы избежать, если бы учитель поинтересовался, чем вызван вопрос. В некотором смысле вопрос этого мальчика означал: “Я слышал от отца нечто интересное”. И если бы учитель дал ему возможность поделиться этой новостью с классом, он получил бы шанс дать верное представление о природе грома всем детям.
Иногда вопросы задаются для того, чтобы прощупать почву, но опять же не для того, чтобы получить ответ. Школьник, например, может спросить: “Вы знаете, что ребенок всегда должен слушаться свою мать?” Конечно, учителю нелегко будет узнать, чем вызван такой вопрос. Он может предположить, что чувством вины, но чем конкретно?.. Весьма вероятно, что ребенок проверяет, как учитель будет реагировать, и тогда уже сделает вывод, продолжать или нет. Если учитель скажет: “Да. Обязательно нужно слушаться!” — дискуссия рискует затухнуть на этом самом месте - ребенок теперь знает, что небезопасно признаваться в своих прегрешениях. Если учитель скажет: “Нет”, - ребенок почувствует себя оправданным и тоже может прекратить дискуссию. Поэтому лучшим ответом мог бы стать такой, который и заинтересует ребенка, и не напугает. Например: “А-а, ты, наверное, хочешь знать, как и когда надо повиноваться”. Вот тогда учитель полностью расчистил бы площадку для выражения детской озабоченности.
В широком смысле все эти вопросы иллюстрируют растущую боль саморазвития, и учитель может помочь маленькому человеку расти не столь болезненно. Понимание, уважение и поощрение детских вопросов пробуждают в ребенке интерес к миру. Манипулятивные же ответы закрывают диалог, душат интерес и задерживают рост.
Эдгар Фриденберг заявил, что школа должна регулировать поведение, и наделил школы силой закона. Школы теперь обладают полномочиями подвергать цензуре школьные газеты, запрещать спорные диспуты, контролировать ассоциации, накладывать ограничения на стиль одежды и причесок. В кого в такой ситуации превращается учитель?
Фриденберг уверяет нас, что на самом деле подросток не бунтует против учителей, а лишь разочарован и безразличен. Назвать подростка бунтарем, считает Фриденберг, - значит предположить, что авторитеты, против которых он бунтует, хотя и неприемлемы для него, но законны с его точки зрения.
Отношение к школе и учителям наиболее недовольных подростков похоже на разочарование Алисы в Стране Чудес, которая заявляет беспорядочным и претенциозным созданиям: “Вы всего лишь колода карт!” То, что подросток безразличен или разочарован, иллюстрируется его постоянным заявлением: “Все это ерунда”. Наши подростки слишком сильно сориентированы на своих сверстников, и в этих условиях образование не такая уж ценность для них.
Разочарование в учебе может наступить и потому, что учителя слишком мало их уважают. Ведь большинство учителей считают, что юность - это что-то полувзрослое, нуждающееся в надзоре и заслоне от неприятностей.
“Учителя фальшивы,- сказал один подросток на заседании школьного совета, - они говорят, что заботятся п нас но мы им нужны для того лишь, чтобы они могли выглядеть хорошими. Они озабочены нашим поведением, поскольку оно отражается на процессе обучения, но на самом деле им на нас наплевать”.
Думаю, каждому учителю надо прислушаться к этим словам, несмотря на то что они чересчур категоричны.
Иначе ваши ученики обязательно станут ловкачами. Самые распространенные формы школьного ловкачества таковы:
1. Столкнуть родителей и учителя.
“Моя мать говорит, что это глупое задание”, “Я не мог сделать домашнее задание, потому что вчера у нас были гости”, “Мой отец считает, что это пустая трата времени”.
2. Беспомощность.
“Я не могу, у меня не получается, помогите мне, пожалуйста”.
3. Болезнь.
Частое обращение к врачу, особенно во время контрольных работ.
4. Лесть.
“Вы самый хороший учитель из всех, кого я знаю”, “Вы так интересно рассказываете, мне все-все понятно”.
5. Настроить одного учителя против другого.
У учителей тоже выработана четкая система манипуляций, с помощью которых они защищаются.
1. Система доносов.
Воспитатели частенько приучают детей к тому, чтобы они шпионили друг за другом и докладывали учителю, кто курит, кто ругается, кто хулиганит.
2 Система любимчиков.
Учителю спокойнее, когда среди учеников есть “свои”, которых он купил тем, что сделал из них фаворитов, доверенных лиц. Им можно поручать наиболее ответственные дела, награждать их за хорошее поведение.
3. Создание атмосферы неизвестности.
С трудными подростками легче справляться, если держать их в состоянии беспокойства по поводу того, переведут их в следующий класс или нет. Учителю остается только постоянно создавать угрозу того, что их не переведут.
4. Унижение.
Трудные дети “платят” за свои грехи тем, что их регулярно выставляют на посмешище, доказывая окружающим, что они дураки, неучи и хамы.
5. Оценка как наказание.
Наказание ребенка тройкой или двойкой лишает его привилегированного положения в классе; наказание неудовлетворительным поведением заставляет его оставить занятия в атлетическом клубе или спортивной секции. “Тройка” вместо “четверки” лишает ребенка определенных привилегий. “Двойка” вместо “тройки” создает угрозу того, что его оставят на второй год. (Кстати, плохие отметки держат под контролем не только детей, но и их родителей.)
6. Нелестные сравнения.
Можно бесконечно ставить ребенку в пример его старших сестер и братьев, говоря, что вот они-то были хорошими, а он-то - совсем наоборот. Один из наиболее самолюбивых подростков на моей памяти всю свою школьную жизнь догонял круглые пятерки старшей сестры. Все дети, у кого есть братья или сестры, вынуждены работать с довеском такого рода.
Конформизм и активный контроль - это ценности среднего учителя. И труднее всего им приходится с творческими детьми, способности которых выше среднего. Как правило, эти дети характеризуются тем, что носятся с дикими и неуправляемыми идеями, пытаются продуцировать свои идеи нестандартными способами; не пользуются проторенными дорожками; им свойственны юмор, игривость, свобода в проявлениях. Как правило, именно такие дети оставляют впоследствии заметный след в жизни, а тихони, послушные учительские любимчики остаются серыми и незаметными.
Обучение, которое помогло бы ученикам развить их творческие способности, должно опираться на взаимный интерес учителя и ученика.
УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКИ
Класс - одно из самых подходящих мест для манипуляции. Основная причина в том, что школьные администраторы прежде всего настаивают на поддержании дисциплины. А контроль над другими, как мы уже видели, низводит человеческие существа до положения вещей. И любые Джон и Мэри, родившиеся с нормальным запасом человеческих чувств, превращаются в элементы набора “учеников” средней дневной посещаемости.
Как только детей начинают усреднять, загонять в определенные рамки и навязывать им жесткие правила, они немедленно начинают протестовать. Дети вообще склонны противостоять контролю, а в школе - особенно. Мы все помним таких “неподдающихся” - бунтарей, головорезов, непослушных со времен наших школьных лет. Как правило, они-то и запоминаются на всю жизнь. Мы даже помним их имена, а попробуйте-ка вспомнить имя какого-нибудь тихого и послушного отличника? Мы помним также их приемы, с помощью которых они пытались противостоять бесконечному школьному контролю. Помним мы и приемы учителей, с помощью которых они наводили порядок в классе и воздействовали на возмутителей спокойствия: пристальный взгляд, резкое замечание, наказание, угроза вызвать родителей в школу, изоляция (выгнать из класса или отставить стол нарушителя в сторону), вызов к директору, издевки и т.д. Все эти приемы, как мы видим, негативны и носят приказной, принудительный характер. Они направлены на взращивание конформизма, а отнюдь не творчества. Печально, что вместо стимулирования изобретательности, продуктивности, любви к новому и неизвестному манипулятивное поведение учителей приводит к противоположному результату. В этом - устойчивый парадокс современного положения в области образования.
Мы привыкли смотреть на проблемы с поведенческой точки зрения: какую бы ситуацию мы ни обсуждали, во главе угла всегда “кто и как себя ведет”. При этом мы упускаем нечто чрезвычайно важное. Правильнее было бы рассматривать проблемы с точки зрения интереса.
Хорошо известно, что интерес школьника к школе стремительно падает, и каждый следующий год несет существенное уменьшение этого интереса. Что это значит? Может быть, школа становится менее интересной? Или жизнь за стенами школы - более интересной? Или учителя не так увлекательно преподают свои предметы?
Думаю, что все это верно, и можно назвать еще сотню причин.
Давайте подойдем к двери любого класса и послушаем, как и о чем разговаривают учителя с учениками.
Ученик: Где больше муравьев - внутри или снаружи?
Учитель: Я никогда их не спрашивал. Займись делом.
Студент: Я думаю, какую тему взять для статьи: “Школа и правонарушения малолетних” или “Психика преступников”?
Профессор: Любая отвечает требованию. Решайте побыстрее.
Ученик: А почему здесь двойное сочленение?
Учитель: Мы займемся этим завтра. Сегодня мы изучаем мускулы.
Ученик: У нас есть кошка, которая выгибает спину и шипит, когда кто-то проходит мимо ее котят.
Учитель: Сейчас меня интересуют не кошка, а защитная расцветка птиц
Во всех этих разговорах учитель проявил себя как безнадежный манипулятор. Он ни разу не воспользовался заинтересованностью своих учеников. Учитель-актуализатор всегда отождествляет свой ответ с интересом ребенка, даже тогда, когда он кажется не относящимся к теме урока или к предмету вообще. Наш - манипулятивный - учитель интересы детей считает неважными и глупыми. И тем самым отбивает у детей интерес к школе вообще. А значит — роет себе яму. Поэтому мне хотелось бы предложить учителям несколько подходов к своей работе, которые могут помочь им в их нелегком деле.
1. Наберитесь терпения, чтобы понять вопрос. Во время дискуссии мы имеем обыкновение не слушать собеседника, поскольку в интервале, когда говорит он, мы обдумываем, что скажем дальше. Поэтому диалоги современных людей правильнее было бы назвать параллельными монологами.
При обучении эта тенденция приводит к прерогативе лекций, посвященных тому вопросу, которого пока еще никто не задал. Как бы ни ликовал учитель, читая такую лекцию, у учеников все равно останется чувство “чего-то не того”.
Поэтому обязательно надо позволять ученикам задавать вопросы и обязательно надо отвечать на них. Хорошо при этом может выглядеть просьба повторить вопрос или признание: “Извините, я не понял”. Во всем этом чувствуется уважение к ученикам, и они это очень ценят.
2. Вопрос, как правило, заслуживает большего, чем ответ.
Существует странная теория, превалирующая в нашем, заезженном экспертами обществе. Она состоит в том, что вопрос заслуживает только точного ответа. Авторы этой теории почему-то допускают, что отвечающий абсолютно точно и полно понял того, кто задал ему вопрос. Это несусветная глупость. На деле каждый из нас имеет тенденцию слишком доверять собственному здравому смыслу. Это верно и для преподавателей. И ответ, как правило, бывает уже вопроса. Поспешный ответ ограничивает, обедняет обучение; сужает ту его область, которая была очерчена вопросом.
3. Завышенная готовность немедленно ответить усиливает опору на внешний опыт и отучает смотреть внутрь.
Эксперты необходимы, и порой мы не можем без них обойтись. Но студенты так рано перестают думать, рассуждать самостоятельно в основном из-за того, что им ПРОЩЕ спросить кого-то, кто знает, нежели искать ответ самим и думать над ним. Будучи полностью удовлетворенными ответами других, они привыкают не полагаться на свои способы решения проблемы.
Да, ответы, приходящие слишком кстати, могут стать непреодолимой преградой на пути к прогрессу тех, кто учится, и свести на нет их стремление найти руководство в самих себе.
4. Вопрос задают не всегда для того, чтобы получить ответ.
Однажды школьник спросил учителя: “Отчего бывает гром?” После того как учитель закончил объяснение динамики электрических бурь, мальчик уверенно заявил: “Это неправда. Мой отец говорит, что гром гремит из-за трактора”. Ситуация тупиковая, но ее можно было бы избежать, если бы учитель поинтересовался, чем вызван вопрос. В некотором смысле вопрос этого мальчика означал: “Я слышал от отца нечто интересное”. И если бы учитель дал ему возможность поделиться этой новостью с классом, он получил бы шанс дать верное представление о природе грома всем детям.
Иногда вопросы задаются для того, чтобы прощупать почву, но опять же не для того, чтобы получить ответ. Школьник, например, может спросить: “Вы знаете, что ребенок всегда должен слушаться свою мать?” Конечно, учителю нелегко будет узнать, чем вызван такой вопрос. Он может предположить, что чувством вины, но чем конкретно?.. Весьма вероятно, что ребенок проверяет, как учитель будет реагировать, и тогда уже сделает вывод, продолжать или нет. Если учитель скажет: “Да. Обязательно нужно слушаться!” — дискуссия рискует затухнуть на этом самом месте - ребенок теперь знает, что небезопасно признаваться в своих прегрешениях. Если учитель скажет: “Нет”, - ребенок почувствует себя оправданным и тоже может прекратить дискуссию. Поэтому лучшим ответом мог бы стать такой, который и заинтересует ребенка, и не напугает. Например: “А-а, ты, наверное, хочешь знать, как и когда надо повиноваться”. Вот тогда учитель полностью расчистил бы площадку для выражения детской озабоченности.
В широком смысле все эти вопросы иллюстрируют растущую боль саморазвития, и учитель может помочь маленькому человеку расти не столь болезненно. Понимание, уважение и поощрение детских вопросов пробуждают в ребенке интерес к миру. Манипулятивные же ответы закрывают диалог, душат интерес и задерживают рост.
Ведьма Эрихто- Сообщения : 996
Благодарностей : 1339
Дата регистрации : 2014-11-05
Похожие темы
» Учитель мудрости Гермес Трисмегист
» ЙОГА СНА И СНОВИДЕНИЙ. Великий Учитель ОШО о снах.
» О Мастере-Учитель появится тогда, когда будешь готов
» ЙОГА СНА И СНОВИДЕНИЙ. Великий Учитель ОШО о снах.
» О Мастере-Учитель появится тогда, когда будешь готов
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Вт 1 Окт 2024 - 10:48 автор Брунгильда
» Прошу рассудить
Сб 20 Июл 2024 - 12:15 автор LILIJTH
» Убыльница
Сб 3 Фев 2024 - 13:45 автор Angelina76
» На получение ясновидения
Пт 17 Ноя 2023 - 12:32 автор Angelina76
» Диагностика по фото. Трезор
Сб 4 Мар 2023 - 20:41 автор Cosme
» Просмотрю любовную совместимость. Мама Бриджит
Сб 4 Мар 2023 - 20:40 автор Cosme
» Оберег от казенных людей (на перец)
Вт 14 Июн 2022 - 14:14 автор Angelina76
» Заговор на "Подход ко всякому человеку"
Вт 14 Июн 2022 - 14:02 автор Angelina76
» На икону вашего святого от сплетен
Вт 24 Май 2022 - 21:56 автор Ведьма Аделия
» Орешник - денег приспешник
Вт 17 Май 2022 - 8:40 автор Angelina76
» Снять порчу через перекресток (Мансур)
Вс 17 Апр 2022 - 15:14 автор Angelina76
» МАГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЛЯ КАЖДОГО.
Вс 3 Апр 2022 - 15:32 автор Брунгильда
» Помощь в трактовке и проработка раскладов ТАРО ТЕНЕЙ
Сб 19 Мар 2022 - 15:33 автор Marieem
» МОЛИТВА СВЯТОМУ КИПРИЯНУ ОТ ПОРЧИ
Вс 19 Дек 2021 - 22:32 автор Раданира
» Негативная энергетика вещей
Пн 4 Май 2020 - 20:37 автор Раданира
» Огненная колесцница Бога Рода. НЛО и православие славянское. Инопланетяне это Боги древности...
Пт 1 Май 2020 - 13:47 автор Welix8
» ПОСВЯЩЕНИЕ НА РАСКРЫТИЕ РОДОВОЙ СИЛЫ
Пт 1 Май 2020 - 0:36 автор Yuriy_D
» Магическая помощь и услуги.
Вт 14 Апр 2020 - 14:19 автор Лукас
» 4 сильных заговора от порчи
Пт 10 Апр 2020 - 20:57 автор Владлена
» Представьтесь, пожалуйста! Кто вы и откуда?
Ср 8 Апр 2020 - 13:15 автор Владимир Дар Хаоса
» Пунья-Карма или Благочестивая деятельность.
Пн 30 Мар 2020 - 20:51 автор Раданира
» Правила. Обязательно к прочтению!
Ср 4 Мар 2020 - 20:18 автор Владлена
» ЦИФРОВАЯ МАГИЯ: ЗАГОВОРЫ НА ВСЕ СЛУЧАИ ЖИЗНИ
Ср 12 Фев 2020 - 8:05 автор Раданира
» ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ:
Пн 10 Фев 2020 - 15:32 автор элиф
» С католическим Рождеством!!
Вт 24 Дек 2019 - 20:43 автор Гаятри
» Заклинания на странном языке Freelhara...
Пт 15 Ноя 2019 - 11:50 автор Vagerina
» Выходы из тела -- есть шанс не вернуться!!!! ...
Вт 5 Ноя 2019 - 3:26 автор barbarella
» Чистка через соль
Сб 17 Авг 2019 - 14:44 автор Angelina76
» Молитва Собору и 12 апостолам, оберегающая от проблем и беды
Сб 17 Авг 2019 - 14:26 автор Angelina76
» Присушка на воск "Коханого причарувати" (укр)
Сб 17 Авг 2019 - 7:18 автор Angelina76
» Любовный заговор на свечу
Вс 28 Июл 2019 - 22:43 автор vitalii.barladyn
» Как тзбавиться от панической атаки? 7 способов.
Вт 9 Июл 2019 - 2:00 автор Гаятри
» Для тех кто хочет работать на форуме.
Пт 24 Май 2019 - 15:41 автор Меган
» Проводится набор модераторов на форум!
Пт 24 Май 2019 - 15:11 автор Меган
» Энергетические свойства трав
Ср 22 Май 2019 - 19:20 автор Beatrice
» Техника слушания тонких существ
Вс 19 Май 2019 - 5:53 автор Beatrice
» Став для Ясновидения, яснослышания, обращения к Богам на прямую, для получения Магической Силы. Автор: Maxnamara
Пн 15 Апр 2019 - 19:28 автор lti
» Индивидуальный рунический код.
Чт 11 Апр 2019 - 11:38 автор VioLa56
» Заговор на еду от пьянства
Чт 28 Мар 2019 - 13:45 автор Гэлла
» Продиагностирую Вас на магический негатив по фото! - Анасса Энери
Пт 15 Мар 2019 - 13:45 автор Bumblbee
» Что такое доброта и как стать добрее?
Пн 4 Мар 2019 - 6:10 автор Beatrice
» Важно! Опрос. Чтобы вы хотели получать нашем форуме? Какие темы и знания для вас интересны и актуальны?
Пн 4 Мар 2019 - 5:50 автор Beatrice
» Ритуал "Вода исполняет желания"
Пн 4 Мар 2019 - 5:45 автор Beatrice
» Какая карта Таро является вашим отражением? Тест
Пн 4 Мар 2019 - 5:42 автор Beatrice
» Гадание на ТАРО
Ср 30 Янв 2019 - 12:01 автор Beatrice
» Набор на Курс "Введение в Таро"
Вс 27 Янв 2019 - 18:20 автор Маргарита Булгакова
» Видео медитации для привлечения денег и денежной удачи
Чт 24 Янв 2019 - 12:14 автор Beatrice
» С Крещением Господним!!!
Пт 18 Янв 2019 - 23:35 автор Гаятри
» Отзывы о Курсе"Введение в Таро"
Вс 13 Янв 2019 - 15:52 автор barbarella
» Видео мантры
Сб 12 Янв 2019 - 1:10 автор Гаятри
» Лууле Виилма. Причины болезней. Таблица
Ср 9 Янв 2019 - 19:41 автор Гаятри
» С Рождеством Христовым!
Вс 6 Янв 2019 - 20:43 автор Гаятри
» СЧАСТЛИВОГО НОВОГО ГОДА!!!!!!!
Пн 31 Дек 2018 - 7:05 автор Beatrice
» Набор и запись на ритуалы перед Новым Годом
Ср 19 Дек 2018 - 19:13 автор Admin
» Выходят ли души из людей после смерти?
Ср 12 Дек 2018 - 6:45 автор Beatrice
» Душа Рыбы 19.02-20.03
Ср 12 Дек 2018 - 6:39 автор Beatrice
» Пословицы и поговорки ведьм
Ср 12 Дек 2018 - 6:30 автор Beatrice
» Обезьянья линия
Ср 12 Дек 2018 - 6:19 автор Beatrice
» Диагностика и снятие негатива с помощью спичек
Сб 8 Дек 2018 - 18:44 автор Гаятри
» Набор на энергетический практику + самонастройка "Хрустальная стена" Снятие блоков.
Ср 5 Дек 2018 - 20:14 автор lti
» Изгнание нечистого духа из тела человека
Сб 24 Ноя 2018 - 12:49 автор barbarella
» Желания Мертвых
Сб 24 Ноя 2018 - 6:44 автор Beatrice
» КОЛЛЕГИ ДЕДА МОРОЗА
Сб 24 Ноя 2018 - 6:16 автор Beatrice
» Кто вы и от куда? Знакомимся
Пт 23 Ноя 2018 - 19:02 автор Гаятри
» что такое симорон?
Пт 23 Ноя 2018 - 4:18 автор Beatrice
» 2019 год-год Парящего Орла по славянскому гороскопу
Вт 20 Ноя 2018 - 3:29 автор Гаятри
» Кладбище "зовет"!
Пн 19 Ноя 2018 - 1:27 автор Beatrice
» Чакры и периоды жизни
Пн 19 Ноя 2018 - 1:19 автор Beatrice
» Волшебный стол заказов и исполнения желаний!
Сб 17 Ноя 2018 - 8:31 автор Beatrice
» ВЕСЕЛЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ МАГИЧЕСКИХ УСЛУГ
Чт 15 Ноя 2018 - 14:09 автор Beatrice
» МК"Ведьмина бутылка"
Чт 15 Ноя 2018 - 13:56 автор Beatrice
» 12 правил формулировки желаний
Ср 14 Ноя 2018 - 15:03 автор Beatrice
» ОТЧЕГО КЛАДБИЩЕ ДЕНЕГ НЕ ДАЁТ
Ср 14 Ноя 2018 - 14:50 автор Beatrice
» Набор на энергетический практику + самонастройка "Деньги. Денежная энергия внутри каждого"
Вт 6 Ноя 2018 - 14:38 автор Beatrice
» Магия Мысли
Вт 6 Ноя 2018 - 13:17 автор Beatrice
» Ежедневный уход: увлажнение
Сб 3 Ноя 2018 - 15:08 автор Beatrice
» Ваша библиотека. Магия свечей. Обряды очищения и защиты. Дмитрий Невский
Сб 3 Ноя 2018 - 15:03 автор Beatrice
» Ментальная Магия.
Вс 28 Окт 2018 - 12:09 автор Гаятри
» Ваша судьба, кармические долги. Нумерология + Таро.
Ср 24 Окт 2018 - 2:17 автор Beatrice
» Древние Символы, которые можно использовать в талисманах
Чт 18 Окт 2018 - 8:21 автор Лукас
» Восковые отливки: фигуры и знаки, которые выливаются на воск. Отливание.
Пн 8 Окт 2018 - 19:08 автор Шека
» Отчитка от порчи
Чт 27 Сен 2018 - 18:36 автор barbarella
» ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА. ДЕНЬГИ, ДЕНЕЖНАЯ ЭНЕРГИЯ. СОВЕТЫ ПО УХОДУ ЗА КОШЕЛЬКОМ.
Сб 22 Сен 2018 - 18:33 автор Гаятри
» Побочные эффекты осознанности
Сб 8 Сен 2018 - 23:55 автор Beatrice
» После предательства мы выходим на новый энергетический уровень
Сб 8 Сен 2018 - 5:54 автор Гаятри
» Гурджиев. Закон Трех
Сб 1 Сен 2018 - 8:55 автор Beatrice
» "Экспресс-анализ ситуации" от Маргариты Булгаковой
Чт 30 Авг 2018 - 13:24 автор Маргарита Булгакова
» Современная интерпретация концепции Пустоты в Буддизме
Вт 28 Авг 2018 - 17:55 автор Гаятри
» Мы есть то, что говорим
Вт 28 Авг 2018 - 17:24 автор Гаятри
» Исцеление мыслей
Вт 28 Авг 2018 - 17:18 автор Гаятри
» Из-за каких гормонов у нас стоит вес на месте или, наоборот, увеличивается
Вс 26 Авг 2018 - 6:41 автор Beatrice
» ОБЩЕЕ МАГИЧЕСКОЕ ПОСВЯЩЕНИЕ
Вт 21 Авг 2018 - 21:33 автор VioLa56
» 3 способа очищения от негатива
Вт 21 Авг 2018 - 7:11 автор Beatrice
» «Сон Богородицы» — это известный в народе молитвенный оберег
Пн 20 Авг 2018 - 2:17 автор Гаятри
» Изменяем судьбу в день рождения и в первые 12 дней после него
Пн 20 Авг 2018 - 2:13 автор Гаятри
» Информация и запись в школу.
Вс 19 Авг 2018 - 11:50 автор Глория
» Подборка. Порчи поганые, тёмные, разрушающие.
Чт 16 Авг 2018 - 2:05 автор Дурга
» ЕСЛИ ПРЕСЛЕДУЮТ НЕУДАЧИ
Пт 10 Авг 2018 - 13:12 автор Гаятри
» Став разрушающий "Если жмет корона"
Чт 9 Авг 2018 - 2:39 автор Дурга